Современный загородный коттедж невозможно представить без источника теплоснабжения. Для обогрева дома и производства горячей воды, как правило, устанавливаются собственные котельные с автоматическим управлением. Однако, какая бы не была надежная и умная автоматика, за оборудованием необходимо «присматривать». Эта задача выполнима, если кто-то регулярно бывает дома. А как быть, если владелец уехал или приезжает в загородный дом лишь изредка, например, на выходные. В этом случае нужна дополнительная следящая система, которая в автоматическом режиме сообщала бы владельцу о нештатных ситуациях и позволяла дистанционно управлять режимом работы отопительного оборудования. Например, в течение всей рабочей недели поддерживала минимальную температуру, а перед приездом за несколько часов включала отопление для установки более высокой температуры в помещениях.
Именно с задачей дистанционного контроля и управления котельной с двумя котлами Buderus заказчик обратился в компанию «Термоэнергосервис». Котельная оборудована штатной системой управления Buderus Logomatic серии 4000 с модулем стратегии FM458. Модуль стратегии имеет аналоговый вход для дистанционного задания температуры в системе отопления и дискретный выход для сообщения о неисправностях системы управления Logomatic.
Изучив системы дистанционного управления, представленные на рынке, специалисты пришли к выводу, что они либо слишком дороги, либо не отвечают требованиям по функционалу. И тогда возникла идея самим разработать систему, с помощью которой можно было бы дистанционно изменять температуру в отопительном коллекторе и отправлять сообщения о неисправностях в работе оборудования на телефон.
Средства автоматизации
АСУ выполнена на базе средств автоматизации ОВЕН:
- программируемого контроллера ПЛК73 с интерфейсной платой ПИ73-2 для подключения порта RS-485;
- программируемого реле ПР110-220.12ДФ.8Р;
- GSM/GPRS-модема ПМ01-220.В с GSM-антенной АНТ-2;
- датчика температуры ДТС024-50М.В3.30.0,2;
- блока питания БП04-Д2-24
Программируемый контроллер ПЛК73 имеет четырехстрочный жидкокристаллический индикатор, встроенные аналоговые и дискретные входы и выходы, корпус с небольшими габаритными размерами и удобный щитовой монтаж. Для формирования сигнала (переменного тока 220 В) о наличии напряжения в цепях защиты, аварии горелок, загазованности и состоянии газового клапана к входам контроллера подключено программируемое реле ПР110. Также на этом реле реализован алгоритм для формирования сигнала о причине остановки котлов.
Алгоритм обработки параметров котельной и отправки SMS
Система дистанционного контроля и управления подключается к автоматике котлов без изменения штатной схемы. Для любых инженерных установок, в особенности работающих автономно, использование GSM-сетей для получения оперативных извещений и самых необходимых технологических параметров становится сегодня наиболее удобным вариантом.
Система автоматического управления осуществляет слежение и контролирует работу котельной. Функциональная схема показана на рис. 1. В случае нештатной ситуации – выход какого-либо параметра за допустимые пределы или отказ оборудования – формируется сигнал аварии, который помимо местной сигнализации получает контроллер ПЛК73 и через GSM/ GPRS-модем ПМ01 отправляет сообщение абоненту с отчетом – несколькими текстовыми строками, объясняющими причину тревоги. Телефонные номера абонентов предварительно записываются в память ПЛК.
Автоматизированная система позволяет:
устанавливать температуру в системе отопления с передней панели блока управления или SMS-командой;
- выводить на экран контроллера ПЛК73 значения температуры воздуха в помещении, теплоносителя в системе отопления и на выходе из котлов;
- выводить на экран контроллера сообщения о нештатных ситуациях и отказах оборудования;
- автоматически отправлять короткие сообщения об отказах оборудования на телефоны абонентов (до трех);
- по требованию пользователя отправлять сообщения c текущими значениями температуры (в помещении, теплоносителя в системе отопления, теплоносителя на выходе котла №1, котла №2), а также сведения о режиме работы системы и текущих неисправностях;
- по требованию пользователя отправлять баланс счета SIM-карты.
При наличии ошибок в работе оборудования блок управления отправляет аварийные сообщения о неисправностях котлов системы управления котлами Buderus. Кроме того, отправляет сигналы о закрытии клапана на вводе газа в котельную, срабатывании датчика загазованности, понижении температуры теплоносителя в системе отопления, неисправности датчиков температуры, падении давления теплоносителя.
Пользователю доступно четыре режима работы системы отопления: с минимальной, сниженной, оптимальной и максимальной температурой. Температура каждого режима задается в меню контроллера при конфигурировании блока управления. Также в меню контроллера задаются:
- масштабирование значений температуры в системе отопления;
- количество и номера телефонов абонентов (до трех), которым необходимо отправлять сообщения о неисправностях и о состоянии системы;
- количество и номера телефонов абонентов (до трех), которым разрешено изменять режимы работы котельной;
- номер для запроса баланса счета SIM-карты;
Диспетчеризация «Объект – Абонент»
Специалистам компании «Термоэнергосервис» удалось связать следящую систему управления с автоматикой Buderus и предоставить пользователю возможность дистанционно управлять температурой в отопительном коллекторе, получать оперативную информацию о состоянии отопительной установки и в случае нештатной ситуации.
Связаться с представителями компании «Термоэнергосервис» можно по тел.: 8 (985) 915 37 70, 8 (916) 130 0834 или по адресу: te-service@yandex.ru