Система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС) является неотъемлемой частью любого транспортного судна. В ходе длительной эксплуатации системы корабля изнашиваются и требуют ремонта или модернизации. В статье рассмотрен пример такой модернизации на базе оборудования ОВЕН.
Frio Seven – судно-рефрижератор вместимостью 3960 тонн, которое служит для транспортировки мороженой рыбной продукции. Судно было спущено на воду в 1983 году.
Штатная система АПС на корабле Frio Seven была установлена голландской компанией Eekels. Более чем 30-летний срок эксплуатации привел к серьезному износу автоматики, большая часть принципиальных схем была утрачена, поэтому было принято решение модернизировать систему, используя современную элементную базу. Разработку и наладку системы провели специалисты компании Элмор (г. Калининград), которая уже более пятидесяти лет занимается монтажом и ремонтом судовой автоматики.
Система аварийно-предупредительной сигнализации
В новой системе используются средства автоматизации ОВЕН:
- сенсорные панели оператора СП310 и СП307;
- модули ввода МВ110-8А и МВ110-16ДН;
- модули вывода МУ110-16Р;
- датчики температуры ДТС125Л.И, ДТС105 и др.;
- нормирующие преобразователи НПТ-1.
Автоматика ОВЕН выбрана по причине обширной номенклатуры приборов, бюджетной цены и круглосуточной техподдержки. Помимо средств ОВЕН, на полевом уровне используются устройства сторонних производителей: датчики давления; датчики уровня; реле давления, температуры, уровня и т. д.
Система предназначена для решения следующих задач:
- контроль параметров судовых систем и механизмов;
- включение оптической и акустической сигнализации при выходе параметров из допустимого диапазона;
- квитирование акустических и оптических сигналов.
В связи с большим количеством каналов измерения и контроля система разделена на сегменты. Структурная схема приведена на рис. 1. Центром каждого сегмента является сенсорная панель оператора СП310, которая служит для измерения и индикации:
- аналоговых сигналов (64 точки);
- дискретных сигналов (96 точек);
- температуры в трюмах (88 точек).
Одна панель СП307 установлена на капитанском мостике для дублирования информации о температуре трюмов.
Панель СП307 служит не только для визуализации состояния оборудования, но и для управления. Панель располагает относительно простым алгоритмом с поддержкой скриптов (макросов). Алгоритм управления звуковой сигнализацией реализован АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 27 с помощью макросов на языке «С» (рис. 2). Одним из возможных управляющих устройств рассматривался сенсорный панельный контроллер СПК110, но ввиду отсутствия опыта работы в среде программирования CODESYS V3.5 предпочтение было отдано панели оператора.
Алгоритм работы системы
Сигналы полевого уровня через модули ввода МВ110 поступают на панели СП310. Панель анализирует полученные данные, и при выпадении из установленного диапазона уставок включает оптическую сигнализацию (мигающая красная лампа), замыкает выходы модулей вывода МУ110, включая акустический сигнал.
Вахтенный механик квитирует сигналы, после чего сигнал переходит в подтвержденное состояние (красная лампа непрерывного свечения), и звуковая сигнализация отключается. После возвращения сигнала в зону допустимых значений сигнал переходит в состояние НОРМА (зеленая лампа). Кроме этого, оптическая и акустическая сигнализация транслируется в кают-компанию и каюту вахтенного механика, где она может быть отключена с выносных постов.
Проверку каналов управления всех устройств оптической и акустической сигнализации можно проводить в режиме тестирования.
Результаты модернизации
Новая система обеспечивает оперативное оповещение о нештатных ситуациях на судне. Обслуживающий персонал отмечает простоту и эргономичность операторского интерфейса. Панель оператора СП310 отображает в пределах одного экрана целые группы параметров в удобном представлении.
По вопросам, связанным с проектом, можно обращаться по адресу: katovich1954@mail.ru По вопросам работы с макросами в панелях оператора СП3xx: e.kislov@owen.ru